Бизнес-цитатник — уникальный сборник цитат и афоризмов о бизнесе. В цитатнике собраны лучшие фразы из книг о бизнесе самых авторитетных зарубежных и отечественных авторов, а также крылатые фразы и высказывания известных людей — руководителей и предпринимателей.

Акио Морита

Акио Морита, известный как основатель Sony, стал легендой еще при жизни. У Морито было множество амплуа: физик, инженер, изобретатель, бизнесмен, спортсмен (в течение 30 лет каждый вторник, ровно в 7.30 утра, бодрый и подтянутый председатель Совета директоров Sony Corporation появлялся на корте; а еще плавание с аквалангом, виндсерфинг, водные лыжи…).
Акио Морита родился 26 января 1921 года в Нагое, он был первенцем и наследником в пятнадцатом поколении одного из самых благородных и старинных семейств, изготовителей сакэ. Семейство Морита в деревне Косугая, недалеко от промышленного центра Нагой, вот уже триста лет варило сакэ, известное под маркой «Ненохимацу». Акио был старшим сыном и должен был бы пойти по стопам отца, как это было принято в тогдашней Японии. Но Акио не желал изучать древнее мастерство и варить сакэ, мальчика интересовали математика и физика, а на дворе был XX век. Как ни странно, отец одобрил решение сына и разрешил ему следовать своим путем.
Окончив школу, Акио поступил на физико-технический факультет Императорского университета в Осаке, где изучал физику под руководством выдающегося ученого профессора Цунесабуро Асада. В 1940 году Асада возглавлял исследования и Морита помогал ему в разработках. Молодого физика отличали острый ум, живое воображение и легкость в общении. В 1944 году Акио Морита получил диплом. Затем его призвали на военную службу — он попал в морскую пехоту и даже получил офицерское звание. Благодаря покровительству Ц. Асада он получил должность военно-морского инженера. Во время службы в ВМФ Японии Морита занимался разработкой морского оружия с тепловой системой наведения и приборов ночного видения для оружейных прицелов. А через несколько месяцев ему пришло приглашение на работу в городок Йокосуко, в авиационные исследовательские лаборатории «Компании точных инструментов Японии», и Морита, получив благословление родственников, освобождающих его от обязательств ведения семейного бизнеса, уезжает в Йокосуко. Тот факт, что семья дала ему это разрешение, доказывают полученные Моритой ссуды на развитие новой компании.
«Компания точных инструментов Японии» Tokyo Tsushin Kogyo (ТТК), была основана 7 мая 1946 года. Основателем компании был М. Ибука. Директор компании Масару Ибука был весьма заинтересован в талантливых молодых ученых и, просматривая списки выпускников Университета, обратил внимание на Акио Мориту. Сотрудничество с Моритой оказалось для него очень плодотворным: молодой физик уступал Ибуке в опытности, зато был щедр на идеи. Ибука и Морито не только подружились, несмотря на сильную разницу в возрасте (13 лет), но в последствии стали коллегами по работе, партнерами по бизнесу и основателями Sony Corporation. Дела «Компании точных инструментов» шли в гору.
Между тем Страна восходящего солнца проигрывала в войне. 2 сентября 1945 года на борту авианосца «Миссури» был подписан договор о безоговорочной капитуляции Японии. В Токио вошли американские оккупационные войска. Оборонные заводы были закрыты, многие компании, сотрудничавшие с правительством, разорились, «Компанию точных инструментов Японии» постигла та же участь. Все его сотрудники оказались на улице. Акио Морита какое-то время зарабатывал на жизнь тем, что читал лекции в Токийском технологическом институте, но вскоре оккупационное правительство запретило ему, как бывшему офицеру, преподавать в государственных учебных заведениях, и Морита был вынужден уволиться. А Ибука в это время устроился в маленькую мастерскую по ремонту электрооборудования.
Шел 1946 год и однажды Масару Ибука и Акио Морита встретились на улице. Денег у Мориты не было, но было присутствие духа. Бывшие коллеги решили начать все сначала и основать собственное дело. На уставный капитал в 84500 йен (около 375 долларов по тогдашнему курсу) Морита и Ибуку скинулись (причем Морите пришлось занять часть денег у своего отца, который по прежнему успешно торговал сакэ — во время войны сакэ выдавали только по специальным карточкам людям, уходившим на фронт).
Собственно с этого момента и началась история корпорации Sony, когда на втором этаже полуразрушенного в ходе бомбардировки магазина готовой одежды в Токио начала работать компания с гордым названием «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса» («Токийская телекоммуникационная инженерная компания»).
Это случилось 7 мая 1946 года. Основателю компании, Масаре Ибуке, тогда было 38 лет, а Акио Морито — 25.
Друзья характеризовали свое производство как передовую компанию, «которая будет выпускать новые высокотехнологичные изделия с использованием оригинальных производственных процессов». Но поначалу о высоких технологиях и телекоммуникационных системах в «Токио Цусин Когио» и речи не было: бывшие оборонщики производили жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки.
Затем фирма перешла к более сложным технологиям. И основным источником дохода компании стал выпуск электродвигателей и магнитных звукоснимателей, так как интерес к записям музыки в послевоенной Японии был очень сильным.
В 1949 году исследуя возможность магнитной ленты, А. Морита пришел к тому, что смог заменить ее лентой на бумажной основе и разработал магнитную записываемую пленку, а в 1950 году компания продала свой первый магнитофон. В работе над улучшением воспроизводимого звука был приглашен в качестве консультанта студент консерватории Норио Ога, который помогал в работе над проектом нового магнитофона.
В 1955 году компанией ТТК были выпущены новые портативные безламповые радиоприемники. В этом же году А. Морита посетил США, что привело его к мысли об изменении названия компании для привлечения покупателей мирового рынка бытовой электроники. Морита давно говорил: чтобы утвердиться на мировом рынке, нужно другое название — простое, короткое, легкое для произношения, запоминающееся. А вместо иероглифов можно использовать интернациональную латиницу. В каком-то словаре Ибука и Морита нашли латинское слово «sonus» — «звук». Слегка модернизировав его, они придумали компании новое название — Sony, созвучное и английскому фамильярному слову «sonny», что значит «сынок» (словечко подцепили у американских солдат уличные мальчишки, и оно прочно вошло в лексикон послевоенного поколения). И в 1958 году «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса» сменила название на Sony.
В 1960 году Sony выпустила первый в мире транзисторный телевизор.
В 1961 году Sony Corporation of America стала первой японской компанией, числящейся в списках Нью-Йоркской биржи.
Сам Акио Морита, наряду с разработками новых идей и решений, в 1971 г. становится президентом Sony Corporation, а в 1976 году — председателем совета директоров.
В 1979 году разработанный всего за шесть месяцев новый плеер «Walkman» произвел фурор на рынке сбыта продукции компании.

В 1987 году компания Sony приобретает компанию CBS Records, а в 1989 — Columbia Pictures Entertainment Group у компании Coca-Cola, что принесло Морита широкую известность.
Корпорация Sony прошла путь от маленькой компании, в штате которой поначалу работало всего-навсего 20 человек — инженеры, некогда работавшие в «Компании точных инструментов», до одной из самых быстроразвивающихся компаний в мире; даже во время экономических кризисов ее акции продолжают расти в цене, а специалисты оценивают стоимость Sony в 37,5 миллиарда долларов. Согласно опросу, проведенному статистическим центром Харриса, для американцев Sony является торговой маркой №1, опережая марки Coca-Cola и General Electric. Узнав об этом, Акио Морита сказал: «Я же знал, что в конце концов Sony станет американской маркой».
Именно благодаря деятельности Акио Мориты и его компаньона Масару Ибуки надпись «Made in Japan» стала своеобразным гарантом качества. Блестящий менеджер, Морита сделал огромный вклад в то, что Япония стала своего рода торговой маркой, брэндом, который признан во всем мире. Действительно, все, что «сделано в Японии», хорошо продается — от цифровых диктофонов Sony и портативных видеокамер с оптическим вариообъективом до сладко-горького парфюма Yohji от Ямамото и одежды японских кутюрье (Такада Кензо, Рэи Кавабуко, Иссей Мияке, Йодзи Ямамото).
В 1990 г. Имя Акио Морита было включено журналом «Fortune» в список «Двадцати пяти самых обаятельных людей года».
Помимо этого А. Морита был награжден в 1982 году медалью Королевской академии искусств и ремесел Великобритании «за выдающийся вклад в развитие технических инноваций и новых форм менеджмента, технического дизайна, трудовых отношений, в разработку видеосистем и укрепление международной торговли». В 1992 году посвящен королевой Елизаветой II в рыцарское звание за вклад в развитие англо-японских отношений.
Акио Морита также является автором таких книг, как «Ничего не значащие школьные достижения» (написана в 60-х годах), «Япония, которая способна сказать «Нет» (1989) в соавторстве с политиком Синтаро Исихарой, и книги воспоминаний «Сделано в Японии».
После перенесенного в 1993 году инсульта, участие А. Морита в общественной жизни оказались существенно ограниченными, в ноябре 1994 года Морита объявил о своем уходе с поста председателя совета директоров компании Sony.
Умер Акои Морита в Токио в 1999 году от пневмонии в возрасте 78 лет.